выходные данные
в последнем номере
Форум
каталог разделов и рубрик
аннотированный каталог публикаций
библиотека номеров
мероприятия редакции
журнал
адреса розничной продажи газеты по городам
татарский мир №18 (2003)

 




Магия древних знаков и чудачество казанского исследователя тюркских алфавитов

Казанский исследователь Ф. Мазитов установил год создания древнетюркских рун! Мало того: с использованием этих рун он создал новый общетюркский алфавит и… начал «практически внедрять» его!
«Открытие» комментирует член-корреспондент РАН, известный тюрколог Эдхям Рахимович Тенишев.

В № 30 (июль 2003 года) в газете "Татарские края" опубликовано интервью казанского исследователя тюркских алфавитов Фидрата Мазитова корреспонденту этого издания Мунире Абсолямовой. Сенсационность открытий и грандиозность практического замысла Ф.К.Мазитова должны были бы переполошить мировое сообщество тюркологов. Известно, что этого не произошло. Видимо, от того, что они не столь наивны, как М.Абсолямова и редактор газеты "Татарские края".
Некоторые сугубо лингвистические высказывания Ф.К.Мазитова в "Татарских краях" редация "ТМ" попросила прокомментировать члена-корреспондента Российской Академии наук, председателя Российского комитета тюркологов, ответственного редактора не имеющего аналогов в мировой тюркологии энциклопедического издания "Тюркские языки", автора общепризнанных в сообществе тюркологов трудов о методологических и методических принципах сравнительно-исторического исследования тюркских языков, некоторых узловых проблемах сравнительно-исторической тюркологии и других
Эдхяма Рахимовича Тенишева:
— Нет смысла комментировать все положения, высказанные Ф.К.Мазитовым в газете "Татарские края". Остановлюсь лишь на главной "сенсации": автор "перешёл к практическому внедрению" "реконструированного" им "тюрк битигмэлэре" — алфавита из 61 знака, составленного им из древних тюркских письменных знаков с добавлением новых, соответствующих фонемам, появившимся в современных тюркских языках.
Однако сначала — несколько примеров, характеризующих научный уровень высказываний казанского исследователя и газеты "Татарские края".
Редакция вынесла под заголовок публикации набранный жирным шрифтом "врез": "Скандинавские руны берут начало из древнейших письменных знаков, утверждает казанский исследователь тюркских алфавитов Фидрат Мазитов…" Под "древнейшими письменными знаками" Ф.К.Мазитов имеет в виду древние тюркские знаки, которые, по ниже следующим его словам, были широко распространены "от Тихого океана до Атлантического".
Общепризнанно, что скандинавские руны — это буквы алфавита (рунического письма), применявшиеся скандинавскими и другими германскими народами для культовых и памятных надписей во II-XIII веках. А древнетюркское руническое письмо — это письмо VIII-X веков на основе согдийского письма, восходящего к арамейскому. (Согдийский язык — язык согдийцев, одного из предков таджиков и узбеков, древней восточно-иранской народности Средней Азии и Казахстана, засвидетельствованный памятниками конца I века до нашей эры — Х века нашей эры; арамейское письмо — сирийское, еврейское квадратное, арабское, уйгурское, монгольское — возникло в начале I тысячелетия до нашей эры на основе письма арамеев — семитических племён, выходцев из Аравии, рассеявшихся в XIV-XI веках до нашей эры по Передней Азии. — Ред.). Скажу прямо: проблему происхождения скандинавских рун должны решать германисты, а не исследователи других семей языков. Аргументы — см. в монографии: И.Фридрих. История письма. — М., 1979, с.140-143.
Далее. Смело расселив древнетюркскую письменность между Тихим океаном и Атлантикой, Ф.К.Мазитов ещё смелее определил год её рождения. Цитирую "Татарские края": "Если быть точным, в этом году ей исполнилось (так в "ТК" — Э.Т.) 2271 год". Открытие?
Автор простодушно рассказывает, как оно родилось: "Эту дату мне удалось вывести после прочтения и точного перевода надписи на восточной стороне памятника Моюн Чору, воздвигнутого в 759 году нашей эры в Монголии. В переводе надпись гласит: "Я делаю надпись письменными знаками, которым тысяча лет и десять тысяч дней…" Выведенная дата — 268 год до нашей эры — вполне согласуется с датой образования первого общетюркского хуннского государства. Именно письменность "тюрк битигмэлэре" предшествовала созданию государства, служа консолидирующей генетической (?) базой для многочисленных тюркских племён".
Не стану останавливаться на размашистых "выводах" Ф.К.Мазитова о том, что чему предшествует — рождение языка рождению государства или наоборот, и обращусь к источнику его столь далеко идущего "открытия" — к строке на памятнике, названном известным тюркологом и языковедом, членом-корреспондентом АН СССР С.Е.Маловым (1880—1957) "Памятником Моюн Чуру". В его книге "Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии" (М.-Л., 1950, с.30-44) эта строка дана в оригинале (руническими буквами), в транскрипции по системе В.В.Радлова (смесь славянских и латинских букв) и в переводе на современный русский язык.
Знающие современные тюркские языки легко прочитают: "бын jыллыk туман кунlik бiтiгiмiн баргумiн анта jасу ташkа jаратытдым…". Русский перевод этой строки: "Свои тысячелетние и десятитысячедневные (вечные) письмена и знаки я там велел сочинить (вырезать) на плоском камне". Мы не можем не доверять точности транскрипции такого авторитетного специалиста, как С.Е.Малов.
Что же "удалось" открыть Ф.К.Мазитову в своём "точном переводе"? Удалось ему проигнорировать, что "тысяча лет и десять тысяч дней" — это идиома китайского происхождения, обозначающая "вечный характер" чего-либо. В тексте 21-й строки надписи на "Памятнике Моюн Чуру" — простая калька с китайского, она повторяется и в других строках текста надписи. Употребление кальки с китайского говорит о художественной выразительности древнетюркского рунического литературного языка, но, увы, вовсе не содержит указания на возраст тюркских рун.
Отмечу ещё одну фразу Ф.К.Мазитова: "Она (то есть древнетюркская руническая письменность — Э.Т.) была вытеснена с введением ислама и арабского алфавита, а в Европе — в связи с принятием христианства и латинской графики". Казанский исследователь полностью идентифицирует тюркские и скандинавские руны, а они — два совершенно разных явления. Что же касается применения тюркских рун в Европе, то они использовались здесь настолько редко, что "вытеснять" их христианством и латинской графикой не было никакой нужды.
Теперь — главное. Тюркская руническая письменность имеет достоинства и недостатки. Рунические знаки состоят в основном из не связанных между собою линий и больше приспособлены для высечения на камне, письменный вариант руники трудно себе представить. Поэтому придуманный Ф.К.Мазитовым "проект" "рунического возрождения" с внедрением общетюркской письменности на основе сочинённой ("реконструированной") им азбуки не имеет никаких научных оснований и не может быть воспринят практикой. Напрасно газета "Татарские края" взяла на себя роль трибуны этого дилетантского "проекта".

Обсудить статью на форуме

 

наверх почта анонс последнего номера о газете (паспорт)

© 2003 Издательский дом «Шанс» газета «Татарский мир»
дизайн и поддержка группа «Шанс
+»